Маршруты выходного дня

Государственное учреждение образования
"Опсовская средняя школа Браславского района"
официальный сайт школы
РусскийБеларускiEnglish
Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная
Skip Navigation Links

Календарь новостей

<<Апрель, 2024>>
пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Контактная информация

Адрес:211998 аг. Опса ул. Молодежная, 7 Браславский район Витебская область Беларусь
Телефон:+375 2153 22 817 (учит.) +375 2153 61 844 (дир.)
E-mail: opsa_sch@braslav-region.by
Администратор сайта: Мачульская Валентина Ивановна



Cтатистика посещений

Яндекс.Метрика

Самые красивые места нашего агрогородка

            Маршрут №1

            «Памятник паровозу в Опсе»

 

Возраст детей: 4-6 лет

Вид маршрута: пеший

Где находится: Браславский район, а.г. Опса, ул. Советская

Немного  истории

Памятник паровозу в Опсе напоминает о том, что некогда через этот населенный пункт проходила узкоколейная железная дорога. Движение по ней прекратилось в 1939 году, впоследствии рельсы разобрали, а на том месте, где они находились, осталась только насыпь. В 2018 году на нее установили копию паровоза Т4-154/Wp29, который в первой половине ХХ века ходил по линии Друя-Дукштас.

http://xpress.by/2019/03/16/retrospektiva-s-perspektivoj/

Рекомендации для родителей

- перед экскурсией необходимо напомнить ребенку правила дорожного движения для пешеходов, правила поведения на территории, где установлен памятник.

- спросите у ребенка «Что такое памятник? Для чего их возводят» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить»). Строят их в честь какого-либо героя или важного события, чтобы люди помнили.

-  рассмотрите с ребенком памятник, познакомьте с историей его создания

- предложите ребенку разучить стихотворение Т. Второвой «Паровоз»

       Под веселый стук колес

       Мчит по рельсам паровоз:

       Дым пуская на лету,

       Паровоз гудит: ту-ту!

- поиграть в подвижную игру «Паровозик».Участники должны выстроиться в шеренгу, друг друга держа за пояс, создавая вагончики. Тот, который стоит впереди, выполняет функцию главного «паровозика», он же и выполняет первое движение. Главный «паровозик» руководит движением, а вагончики едут вслед. Движение должно проходить таким образом, чтобы  не зацепить ни одну преграду, не отцепиться друг от друга. В процессе игры можно использовать стихотворение Т. Второвой.

- обратите внимание на живописный пруд с кувшинками, у которого можно отдохнуть, побеседовать с ребенком на различные темы.

- поиграйте во время посещения в игру «Назови как можно больше предметов». Предложите ребенку посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые его окружают (назвать только те, что находятся в поле их зрения). Следите, чтобы ребенок правильно и четко произносил слова, и слова не повторялись.

- предложите ребенку после прогулки вместе нарисовать один из объектов прогулки, побеседовать о наиболее ярком впечатлении от прогулки.

Маршрут №2

Маршрут выходного дня «Озеро Опса»

Тип экскурсии: пешеходная. 

Возраст ребенка: 3-6 лет.

С собой взять: фотоаппарат или мобильный телефон, старую книгу, ведерко, питьё, перекус и др.

Задачи: 

-способствовать формированию у детей и взрослых представлений о социальных и природных объектах ближайшего окружения; воспитанию уважения к малой родине, бережного отношения к природе; 

- формированию культуры здорового образа жизни;

-повышению эмоционального фона взаимоотношений между детьми и родителями;

-активизации общения членов семьи в условиях совместного отдыха. 

Итак, мы   берём все необходимое для прогулки и отправимся в путь. Впереди - центральная оживленная дорога. Напомните ребёнку, где нужно перейти дорогу, как себя вести при переходе проезжей части

Содержание маршрута:

Рассмотрите и понаблюдайте с ребенком по маршруту следования находящиеся по пути объекты, строения.

Расскажите о истории объектов, поразмышляйте вместе с ребенком о том, для чего они предназначены, какие объекты ребенок знает и посещает.

Памятник паровозу.

Опсовская средняя школа.

 

Арочный мост.


Бывшая усадьба Плятеров.

Обратите внимание ребенка на вид улиц, на погоду. 

По дороге к озеру обращаем внимание на знакомые ребёнку травянистые и цветущие растения и на то, сколько деревьев вокруг и какие все они разные. Уточняем, знает ли он, как называются эти деревья?  Предлагаем поиграть в игру «К названному дереву беги», потрогать стволы деревьев - какие они на ощупь? Чем покрыты? У каких деревьев кора гладкая? У берега водоёма наблюдаем, какие деревья там растут. 

Расскажите о том, что название агрогородка Опса имеет балтское происхождение и обозначает «побережье». Озеро, которое расположено рядом с населенным пунктом называется также Опса. 

Этот водоем площадью 0,82 кв.км расположен,  относится к бассейну реки Друйка. На его противоположном берегу расположена деревня Яковичи. Окрестности озера представляют собой в основном сельскохозяйственные поля, лишь с северо-восточной стороны к нему примыкает небольшой лесной массив. На востоке из водоема вытекает ручей, соединяющий Опсу с расположенным поблизости озером Погоща. Здесь водятся линь, красноперка, судак, щука и другие виды рыб. 

             Водоём.

Предложите ребёнку осмотреться, как красиво вокруг, сфотографировать эту великолепную природу родного края. Напомните малышу о правилах поведения на природе: давай с берега будем наблюдать за озером, не нарушая мирной жизни этих обитателей, посмотрим, что есть под водой, кто там живет, кто плавает, что растет.

Можно спросить у ребенка: это река, пруд, ручей или озеро? Уточнить, знает ли он, что в ручье вода движется быстро, она очень холодная, чистая, а в пруду и озере вода спокойная, движется от дуновения ветра. Предложите полюбоваться, как красиво поверхность воды блестит на солнце, что в ней отражается. Подойти к воде поближе, присесть на корточки и потрогать рукой воду - какая она? Спросите у ребёнка можно ли её пить.   

          Растения озера.

Обратите внимание на знакомые ребенку травянистые и цветущие растения, которые встречаются у озера, сочную траву возле воды. Полюбуйтесь красотой водно-прибрежного пейзажа (свешивающиеся деревья, отражающиеся в воде кустарники, гладкая поверхность воды). Спросите, какие растения водоема знает ребенок. Обратите внимание на то, как они произрастают: растения с высоким стеблем образуют первый ярус; растения со стелющимися стеблями и не такие высокие — второй ярус; третий ярус образуют мхи. Расскажите малышу для чего нужны растения в водоеме (это питание, для дыхания обитателей водоёма, жильё и защита для обитателей).

Понаблюдайте вместе за растениями, пополните книги для сбора и засушки растений. Покажите ребёнку траву-ряску, кувшинку, камыши, лилию.

Уточните, почему они водяные растения?  Обратим внимание, что водяные растения   очищают воду, наполняют её кислородом, которым дышат животные водоема.

Животные и насекомые водоёма

Понаблюдайте вместе с ребёнком за плавающими в воде рыбками, головастиками, лягушками, насекомыми, спросите у них, как они выглядят.

      Загадайте ребенку загадку:

       На реке звенит звонок –

       Начинается урок.

       Все детишки головасты,

       Подрастут — наденут ласты.

        А пока под мостиком,

       Тренируют хвостики!

Рассмотрите головастиков, что у них есть (голова и хвостик, глаза и ротик).

Расскажите малышу, почему они все время проводят в воде?

Прочитайте ребенку стихотворение о головастиках, спросите у него, чьи они детки:

Вихрем мчится под водой

Головастик молодой.

А за ним еще пяток,

А за ним сплошной поток:

Тот без ног, а тот с ногам.

Этот — прямо, тот — кругами.

Кто — налево, кто — направо,

Так и носится орава

Вдоль пруда, вокруг пруда.

Почему? Зачем? Куда?

Головастики спешат –

Превратиться в лягушат!

Спросите у ребёнка, еще каких животных можно встретить на водоеме?

 Прочитайте ему стихотворение про лягушку.

   Лягушка травяная,

   Не очень и большая,

   Лишь сантиметров десять,

   Или бывает шесть.

   Коричневого цвета,

   Смешная-пресмешная,

   Комариков штук двести

   За сутки может съесть.

   Но ты ее не трогай,

   Когда случайно встретишь,

   Тебя она боится,

   Хочу тебе сказать!

   Она ведь недотрога,

   Тихонько хочет скрыться,

   Ты главное старайся

   Ее не напугать.

Организуйте наблюдения за животными, расскажите, как приспособлены утка, лягушка к жизни на берегу и в воде, какие у них перепонки на лапах, как они передвигаются по суше и в воде, чем кормятся, есть ли у них враги,какую пользу они приносят? Проговорите народные приметы про лягушку вместе с ребенком:

Лягушки по суше прыгают — это к дождю.

Лягушки к удаче, к деньгам.

Покажите ребенку животных и насекомых, которые обитают в водоёме и его окрестностях: жук-плавунец, водомерки, прудовики, рыбы, ужи, лягушки. Над водой летают стрекозы, бабочки, комары. Обратите внимание ребенка на летающих над водой и берегом   стрекоз, полюбуйтесь их красотой, стремительностью их полета. Расскажите, как выглядит стрекоза, на кого охотится, почему у неё огромные глаза и короткие усики, куда откладывает свои личинки, как происходит превращение личинки во взрослую стрекозу. Спросите у ребенка, как выглядит комар, где у него находится орган слуха, почему возле рек, озер и болот всегда много комаров? Почему их называют вредными насекомыми?

Птицы

Можно спросить у ребёнка, кто же еще живет около водоёма? (Птицы).  Понаблюдайте за плавающими и ныряющими утками, легкостью их передвижения, красивым оперением, кряканьем. Обратим внимание, что водоёмы любят аисты, цапли, чайки. Они лакомятся насекомыми, головастиками, лягушками.

            Обратите внимание малыша, что на берегу много красивых и интересных камешков, предложите их собрать немножко в ведерки для поделок. Помогите ребенку сделать вывод, что озеро красивое место, куда приходят погулять многие. И нам нужно беречь это место, и не только это место, но и другие уголки природы нашей страны.

В конце прогулки предложите малышу поиграть в подвижную игру «Аист и лягушата».

 

Материалы в помощь родителям для организации взаимодействия во время прогулки:

Стихотворения:

Р.Смородинк

Папа, мама, сын и дочка –
на песочке в два рядочка

греют спины, руки, ноги,
утомлённые в дороге!
На припёке, на мели,
косяком стоят мальки,
в лодках дремлют рыбаки,
караулят поплавки.
В лёгкой дымке дальний лес,
полон ягод и чудес,
а над лесом – облака,
накрахмалены слегка…
Пруд блестит, сверкает гладь, –
тишина и благодать –
солнце ходит босиком,
гладит воду утюгом!


Н. Рау
На пруду лягушки-
Милые квакушки.
На кувшиночке сидят,
Разговоры говорят.
-Кабы мы ни капли
Не боялись цапли,
Были б мы спокойны
И всегда довольны.
Мимо них комарики,
Лёгкие, как шарики
Тихо-тихо так летят-
Вдруг лягушки их съедят?
А квакушкам дела нет-
Улетел от них обед.
На большой кувшинке
Греют свои спинки.

А. Зенкевич
Аист белый тонконогий
Ходит важно у пруда.
Он гуляет вдоль дороги,
Где кончается вода.
Попритихли лягушата,
Больше песен не поют.
Гладь покрыла ряски вата,
Создавая здесь уют.
Только пестрые стрекозы
Суетятся в камышах
И поодаль у березы
Утка нянчит малышат.

В. Марахин
На извилистой тропинке
Две улитки греют спинки,

Изнывая от тоски,
Через пруд скользит по ряске
Уж оливковой окраски
В клетках шахматной доски!
Организмов много разных:
Пауков, ракообразных,
Видов фауны не счесть,
Рыбы, бабочки и кроме,
Есть молюски в водоёме,
Комары и черви есть.
В изумрудную водицу
Быстро солнышко садится.
Журавли на пруд спешат,
Чтобы песенки послушать,
А потом на ужин скушать
Непослушных лягушат!

Е. Костомарова
Водомерки стеклили
рамы для лилий,
Стрекоза пришивала
листьев заплаты
К бирюзовой воде
и все вместе спешили
Подготовить свой пруд
к отраженью заката.

Загадки про обитателей водоёмов

Суматоха на речушке

От зари и до зари:

Тараторят здесь подружки

И пускают пузыри. (Лягушки)

 

   Родится с хвостом,

    Роднится с прудом,

    Как подрастет,

    Хвост отпадет. (Головастик)

 

Загадки про жучков-паучков

Спрятался домик в высокой траве,

В домике этом община живет.

Здесь копошится весь день в мураве

Дружный, кипучий в работе народ. (Муравейник, муравьи)

 

Над летним лугом вертолет

Толчками в воздухе снует.

Вот мягкая посадка:

Цветок — его площадка. (Стрекоза)

 

Сладкий сок цветочный пьет,

А домой приносит мед.

Тронь ее хоть пальцем —

Вмиг ответит жальцем. (Пчела)

 

Еле слышно пищит,

А в ушах звон стоит. (Комар)

 

Сел цветок на цветок,

Чтоб испить сладкий сок. (Бабочка)

 

Пасется в зелени скотинка,

Черно-оранжевая спинка,

Питаясь не листвой, травой,

А вредной для растений тлей. (Божья коровка)

 

Зеленый с крыльцами конек,

В лугах пестреющих князек:

Он самый бойкий попрыгун

И самый стойкий стрекотун. (Кузнечик)

 

На листе витушка-дом,

Чудеса творятся в нем:

Выставляются рога,

Выдвигается нога,

По листу нога ползет

И витушку-дом везет. (Улитка)

 

Ей гладь воды — что нам дорожка.

Бежит по глади долгоножка,

Снует, резвится, воду строчит,

Но тонких ножек не замочит. (Водомерка)

 

Живет он в норке, он мохнат,

Но не барсук, хоть полосат,

И не медведь, хоть любит мед;

Летит, гудит, как самолет. (Шмель)

 

Летит на цветок,

Приносит медок. (Пчела)

 

Загадки

В сарафане белом ходит,       

Май сережки дарит ей.

(Береза.)

Стоит над водой,

Трясет бородой.

(Камыш.)

Пестрая крякуша       

  Ходит вразвалочку,

Ловит лягушек.

Вспотыкалочку.

(Утка.)

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

( Рыбка.)

Летом в пруду и в болоте

Зеленая квакушка —

Вы ее найдете.

Это, конечно, ... (лягушка).

У неё четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие, большие глаза.

Называют её (стрекоза)

Сок цветов душистых пьёт,

Дарит нам воск и мед.

Людям всем она мила,

А зовут её (пчела) 

                 Пословицы, поговорки
Муравей не велик,а горы капает.

Пчела знает,где мед брать.

 Жизнь рыбы — в реке, жизнь лягушки — в озере.

Жизнь рыбы — с водой.

Высохнет вода, исчезнет и рыба.
 

Подвижная игра 

 «Аист и лягушки»

Какое-нибудь определенное место изображает болото. В болоте скачут и квакают лягушки; кто-нибудь из детей представляет аиста. Аист охотится за лягушками, но только ходит вокруг болота, а войти в него не может. Лягушки скачут, выскакивают из болота. Если аисту удастся поймать своим длинным клювом (по условию — левой или правой рукой) лягушку, то она делается аистом. 

Примерные вопросы для беседы с ребёнком об объекте на маршруте.

Чем питаются бабочка и стрекоза ?

Куда откладывают личинки стрекоза, пчела, майский жук ?

Какую пользу приносят муравьи и пчелы?

Чем поёт кузнечик?

О чем говорит птицам красная спинка божьей коровки?

Чем поет кузнечик?

Какие насекомые пьют цветочный сок и опыляют цветы?

Почему возле водоёмов много комаров ?

Кто же друг березке?

Что произойдет с птицами, насекомыми, если исчезнут растения?

Задания после завершения прогулки

1. Дома вместе с ребенком проявите ваши фотографии и нарисуйте то, что  видели, то что фотографировали.

2.Сделайте из рисунков«Альбом впечатлений».

3.Допишите  «Жалобную книгу природы». Какие пункты хотел бы добавить в эту книгу ваш ребенок ? ( «Не загрязняйте водоемы, рыбы любят жить в чистой воде!»«Не ломайте деревья! Они очищают наш воздух!»)

4. Из камешек и ракушек сделайте аппликацию.

5.Проведите опыты с водопроводной водой и водой из озера, какая чище?

Дополнительная информация в « маршруте выходного дня»

С собой предлагаем взять старую книгу для сбора и засушки растений, бинокли и лупу, чтобы увидеть много интересного и удивительного в природе,  ведерко для воды.

Маршрут №3

           «Костел Святого Иоанна Крестителя в агрогородке Опса»

 

 

Возраст детей: старший дошкольный возраст (3-6 лет).

Участники проекта: дети, родители.

Возьмите с собой: питьевую воду, фотоаппарат или мобильный телефон.


Рекомендации для родителей: 

1.При выходе из дома:

- обратите внимание ребенка на движение транспортных средств;

- если у дома стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь нет ли за препятствием опасности.

2.При движении по тротуару:

- придерживайтесь правой стороны тротуара;

- не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;

- готовясь перейти дорогу остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;

- привлеките внимание ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;

- не стойте с ребенком на краю тротуара.

3.При посещении храма:

- не шумите, ведите себя очень достойно;

- не разговаривайте.


Содержание беседы с ребёнком.

Расскажите ребёнку, что мы сейчас находимся у достопримечательности нашего агрогородка – костёла Святого Иоанна Крестителя, который был построен около 1500 года, но долго костелу не суждено было просуществовать. На его месте в 1768 году снова был построен костел, но уже в 1886 году он сгорел. При пожаре погибло много прихожан.

В 1887 году Ядвига Цехановская выделила средства на строительство неоготического костела из красного кирпича с одной колокольней. После строительства костела граф Феликс Плятэр стал его покровителем, и отчасти благодаря его деятельности костел сохранился и является сегодня памятником архитектуры. 

Расскажите ребёнку о том, что костёл – это особый дом, посвященный Богу. В нём люди молятся. Главным человеком в храме является ксёндз. Он проводит в костёле богослужение.

Рассмотрите здание снаружи как архитектурное сооружение. Побеседуйте с ребенком о том, какое оно по высоте? по ширине? из какого материала сделаны стены? какого цвета фасад здания?

Спросите у ребенка, чем отличается здание костёла от других зданий в нашем агрогородке?»

Предложите ребёнку зайти внутрь костёла и познакомиться с интерьером. Спросите, знают ли они, как нужно вести себя в храме. Напомните правила поведения в костёле. По желанию, можете посетить богослужение.

А чтобы Вам и вашему ребёнку в ходе прогулки было интереснее, мы предлагаем дополнительный материал: 

- поиграйте с ребёнком в пальчиковую игру «Храм».

Тук-тук молотком тут и там                          Дети иммитируют  

Дети строят новый храм                                стук молотка.

                                                                                            

Молоточком по гвоздикам застучали           Повернулись вправо -          

И гвоздики в доски быстро забивали            влево

         

Строят крышу и крыльцо –                            Руки вверх - вниз

Получилось хорошо.

 

Вот идет маляр с ведром                                Плавные движения

Он покрасит новый дом.                                руками вправо-влево.  

- почитайте стихотворение:

­Костел остроконечно ввысь
стремится башнями, главами,
играет витражей каприз,
как будто радуги цветами.
(Ира Николаева)