Проект "ЧАСЫ РОДНОГО КРАЯ " (экскурсионное краеведение)

Государственное учреждение образования
"Опсовская средняя школа Браславского района"
официальный сайт школы
РусскийБеларускiEnglish
Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная
Skip Navigation Links

Календарь новостей

<<Апрель, 2024>>
пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Контактная информация

Адрес:211998 аг. Опса ул. Молодежная, 7 Браславский район Витебская область Беларусь
Телефон:+375 2153 22 817 (учит.) +375 2153 61 844 (дир.)
E-mail: opsa_sch@braslav-region.by
Администратор сайта: Мачульская Валентина Ивановна



Cтатистика посещений

Яндекс.Метрика

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ОПСОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА БРАСЛАВСКОГО РАЙОНА»

  

Проект 

ЧАСЫ РОДНОГО КРАЯ 

(экскурсионное краеведение)

  

                                       Воспитатель

                                                             дошкольного образования

                                          Циунель А.М.

 

 

 

Опса

2023 


  

Содержание

  1. Актуальность выбранной темы …………………………….……..3
  2. Цели и задачи проекта………………………….…………….…….4
  3. Участники проекта. Сроки реализации проекта…….……………4
  4. Этапы реализации проекта………………………….…………..….5
  5. Перспективный план работы …………………….………………...6
  6. Предполагаемые результаты и оценка результатов проекта….…9
  7. Приложения ……………………………………………..…………10

 


 

Актуальность выбранной темы

 

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем

И березки у дороги,

По которой мы идем

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

В. Степанов

 

В.А. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтоб оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (деревне), усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Родине начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Сегодня как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную основу, свой духовно-нравственный стержень - любовь к своей Родине.

Дошкольный возраст - важный период становления личности ребенка, время, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Поэтому, прежде всего, необходимо, чтобы с познанием своей Родины, в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота родной стороны. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю».

Одним из приоритетных направлений гражданско - патриотического воспитания в системе образования является краеведение. Именно краеведение рассматривается нами как одно из средств формирования у детей дошкольного возраста национальных и общечеловеческих ценностей, ответственного и уважительного отношения к культурно-историческому наследию, источник развития личности.  

Необходимо отметить, что формирование элементарных краеведческих представлений у детей старшего дошкольного возраста обеспечивает осознание ими того факта, что они составляют единый народ, объединённый общей историей, культурой, языком, традициями; способствует воспитанию у них уважения и гордости за землю, на которой они живут. 

Цель: формирование первоначальных представлений о родном крае и уважительного к нему отношения, воспитание нравственности, патриотических чувств, гражданственности и трудолюбия, сопричастности к современным событиям, приобщение к национальным ценностям и культурным традициям.

Задачи:

- ознакомить с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного агрогородка;

- приобщать законных представителей воспитанников (родителей) к образовательному процессу для совместной деятельности по изучению истории агрогородка, воспитании любви к малой Родине;

-развивать бережное отношение к агрогородку и его природе, к достопримечательностям и культурным ценностям;

- воспитывать любовь, уважение к малой Родине, чувство гордости за своих земляков. 

Участники проекта: дети средней и старшей группы (4-7 лет)

Тип проекта: информационно-творческий

По количеству участников: фронтальный.

По продолжительности: долгосрочный

Цикличность проекта – 1 год 

Работа по проекту проводится в форме теоретических и практических занятий по 12 направлениям. Содержание занятий, объём и интенсивность нагрузок адаптированы к возрастной группе дошкольников и к их физическому состоянию здоровья.

Занятия построены по принципу «от получения теоретических знаний к практическим умениям». Каждая тема, включенная в проект, содержит теоретическую и практическую части. В теоретическую часть включены необходимые сведения по истории агрогородка, его природе, достопримечательностям. Практическая часть заключается в работе детей над дидактическим материалом по заданной теме, экскурсиям по пешеходным маршрутам.

Занятия проводятся по следующей схеме: 1 раз в неделю по 1 часу теоретическая часть, 2 раза в неделю по 1 часу дидактическая составляющая и раз в месяц по 2 часа экскурсионный день (1ч=30мин).

Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей. 

Этапы реализации проекта

Реализация краеведческого проекта «Часы родного края» осуществляется по этапам: подготовительный, основной и итоговый. 

Подготовительный этап реализации проекта включает

1) Проведение диагностики для определения уровня сформированности знаний о агрогородке у детей 4-7 лет (Приложение 1).

2) Организация сбора фотографий агрогородка и его окрестностей, флоры и фауны местности, достопримечательностей (на данном этапе активно привлекаются родители воспитанников).

3) Разработка перспективного тематического плана работы.

4) Подготовка необходимого дидактического: составление текстов бесед, дидактических игр, разработка экскурсий (как для воспитанников, так и для родителей), электронных презентаций.

5) Подготовка необходимого наглядного материала: изготовление циферблата часов и набора картинок по соответствующей тематике (12 тем в соответствии с количеством месяцев в году и чисел на циферблате) (Приложение 2). 

Основной этап реализации проекта включает:

1) Совместные мероприятия с детьми в соответствии с перспективным планом.

2)   Совместные мероприятия с семьями воспитанников.

3)    Экскурсии по агрогородку.

4)    Пополнение образовательной среды групп.

5)    Выставки детских работ, семейных проектов (совместное с родителями изготовление лэпбука «Мой агрогородок»).

6) Формирование методической копилки пешеходных экскурсий по агрогородку, дидактических игр, художественно-творческой деятельности и т.д.

Тематическая работа выстраивается по 12 блокам: «На страже Родины», «Родная семья», «Природа нашего края», «Весна Победы»,«Литературная Браславщина», «Государственные символы Беларуси», «Край озер», «Профессии моих односельчан», «Вот моя улица, вот мой дом родной», «Достопримечательности нашего агрогородка», «Народные ремесла», «Как возник наш агрогородок».

 

Итоговый этап реализации проекта предусматривает итоговое диагностирование детей, повторное анкетирование родителей.

Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу года.


 

Перспективный план работы по реализации проекта

Дата

Тема

Цель

Содержание занятия

Сентябрь

«Как возник наш агрогородок»

Расширить представление об агрогородке, истории его возникновения.

1. Экскурсия в библиотеку. Беседа «История нашего агрогородка»

2. Презентация «Путешествие в прошлое»

3. Рассматривание старых фотографий агрогородка.

4.Составление карты нашего агрогородка.

5. Дидактическая игра «Расскажи, где находится»

Октябрь

«Вот моя улица, вот мой дом родной»

Расширять представления детей о малой Родине на основе знакомства с родным агрогородком, познакомить с главной улицей агрогородка, обобщить знания о своем микрорайоне, улице.

1.Целевая прогулка «Моя улица»

2.Беседа «Где я живу. Мой адрес»

3.Выставка детского рисунка «Вот мой дом»

4. Создание альбома «Мой родной агрогородок»

5. Дидактическая игра «Гости агрогородка»

Ноябрь

«Родная семья»

Закреплять представление детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. Воспитывать любовь и уважение к своим родным, к членам своей семьи.

1. Экскурсия (совместно с родителями) «Любимый маршрут моей семьи» (в качестве маршрута можно выбрать один из маршрутов выходного дня (Приложение 3))

2. Беседа «Как я помогаю родителям» (об обязанностях которые дети выполняют дома)

3. Рисование «Моя семья»

4. Выставка семейных фотографий, изготовление фотоальбома «Семейные праздники»

5. Дидактическая игра «Найди недостающие»

Декабрь

«Народные ремесла»

Познакомить детей с видами декоративно- прикладного искусства, с их характерными особенностями, а так же с предметами белорусского быта.

1. Экскурсия в музей традиционной культуры

2. Рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов

3. Заучивание стихотворений о народных промыслах

4. Изобразительная деятельность «Украшение платочка» (по мотивам белорусского народного орнамента), «Мы - ремесленники».

5. Создание мини-музея «Народные промыслы»

6. Дидактическая игра «Угадай изделие»

Январь

«Литературная Браславщина»

Приобщать воспитанников к культуре родного края. Познакомить детей с опсовскими поэтами и их творчеством, побуждать детей к творчеству, приобщать воспитанников к культуре родного края

1. Экскурсия в Опсовский ДЛЦ». Встреча с поэтами Браславщины, жителями агрогородка

2. Чтение стихов поэтов

3. Музыкальная деятельность «Песни родного края» (разучивание песен с музыкальным руководителем, поэтом П.Ф. Кухаренком)

4. Посещение выставки в библиотеке «Новинки детской литературы»

5. Дидактическая игра «Кто такой?»

Февраль

 «На страже Родины»

Формировать представления дошкольников о пограничниках и пограничной службе, уточнить представления детей о границе Республики Беларусь, формировать положительный образ военнослужащего, развивать чувство гордости за свою Армию и страну

1. Экскурсия в Опсовскую пограничную комендатуру. Беседа «Отважная профессия пограничника»

2. «На границе» - конкурсно-игровая программа

3. Видеообзор «Военные профессии»

4. Коллаж «Пограничник и его верный пес»

5. Дидактическая игра «Узнаем край родной»

Март

«Государственные символы Беларуси»

Расширять представления детей о государственной символике и их историческом происхождении

1. Экскурсия в Опсовский сельский исполнительный комитет

2. Презентация «Государственные символы Республики Беларусь»

3. Игра «Сложи свой герб, флаг»

4. Рисование «Герб нашего района»

5. Дидактическая игра «С какого дерева листок?»

Апрель

«Природа нашего края»

Расширять и углублять знания детей о природе своего родного края, закреплять знания о животном и растительном мире леса, о весенних изменениях в природе

1. Экскурсия в Опсовское лесничество, в лес

2. Беседа «Дикие животные родного края»

3. Игровая ситуация «Кто в домике живет?»

4. Лепка «Животные родного края»;

5. Дидактическая игра «Птицы рядом с нами»

Май

«Весна Победы»

Формировать представления о событиях Великой Отечественной войны, о Дне Победы и значимости этого события для белорусского народа, о подвиге защитников нашей Родины в годы Великой Отечественной войны, их мужестве и героизме

1. Экскурсия к памятнику погибшим односельчанам

2. Участие в патриотической акции «30 дел для Победы»;

3. Изготовление праздничных открыток

4. Виртуальное путешествие по музею Великой Отечественной войны

5. Дидактическая игра «Зеленая аптека»

Июнь

«Край озер»

Расширять и углублять знания детей о природе своего родного края, закреплять знания о животном и растительном мире озер

1. Пешеходная прогулка к озеру

2. Изобразительная деятельность «Обитатели водоема»

3. Видео путешествие «Национальный парк «Браславские озера»

4. Дидактическая игра «Найди и исправь ошибку»

Июль

«Достопримечательности нашего агрогородка»

Формировать знания о достопримечательностях агрогородка, прививать бережное отношение к ним

1. Экскурсия «По улицам нашего агрогородка»

2. Рисование главных достопримечательностей агрогородка

3. Изготовление альбома «Прогулка по Опсе»

4. Дидактическая игра «Достопримечательности агрогородка»

Август

«Профессии моих односельчан»

Расширение представлений о профессиях сельскохозяйственного профиля, знакомство с занятиями людей родного края

1. Экскурсия на машинный двор СПК «Маяк Браславский» аг.Опса

2. Игра «Угадай профессию»

3. Коллаж «Профессии моих родителей»

4. Дидактическая игра «Найди пару»

5. Изготовление лэпбука «Мой агрогородок»

 


 

Предполагаемые результаты и оценка результатов проекта 

Практическая значимость проекта состоит в том, что он обеспечивает успешность взаимодействия участников образовательного процесса. Материалы проекта используются на занятиях, прогулках, экскурсиях в качестве иллюстративного и наглядного материала. 

Ожидаемый результат

Воспитанники будут знать:

особенности природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира);

наиболее важные исторические события истории родного края;

обычаи, игры, предметы быта, элементы народного творчества.

Воспитанники будут уметь:

вести самостоятельные наблюдения в природе;

узнавать изученные растения и животных;

работать с элементами народного творчества;

творчески мыслить и рассуждать. 

Механизм отслеживания результатов:

анализ детской деятельности (рассказы об агрогородке, творческие работы, детские проекты, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры);

наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в детском саде и общественных местах);

анкетирование родителей (Приложение 4).

Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о малой родине, знаменитых жителях доступны и интересны не только детям, но и взрослым.

Успех в патриотическом воспитании детей будет достигнут только тогда, когда сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своей малой родины. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём городе (селе), его предприятиях и замечательных земляках, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своей малой родины. 


 

Приложение 1 

Задания для определения уровня сформированности знаний воспитанников об агрогородке 

Задание 1. «Родной агрогородок»

Цель: Определить уровень знаний о родном агрогородке (знать название своего агрогородка, домашнего адреса, уметь называть достопримечательности, названия улиц, представителей флоры и фауны).

Предварительная работа: Беседы, занятия, экскурсии, презентация «Агрогородок мой родной и летом, и зимой».

Методы: Беседа, игра, запись ответов детей.

Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на слайд и ответить на вопросы к нему.

Оценка результатов.

Высокий уровень (З балла)

Ребенок без особого труда называет название агрогородка, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности, где они расположены. Называет 4 - 5 улиц, названия природных объектов.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.

 

Задание 2. «История народной культуры и традиций»

Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях белорусского народа.

Предварительная работа: Беседы, занятия, использование потенциала экспозиции «Уголок народного быта».

Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы быта белорусов, назвать их, рассказать для чего их использовали. Рассмотреть экспозицию в мини-музее.

Оценка результатов:

Высокий уровень: (3 балла)

Рассматривая предметы быта, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту, знает название народных праздников, их значение.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок в основном правильно называет предметы быта. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить.

Низкий уровень: (1 балл)

Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого.


 

Приложение 2

 

Комплекс дидактических игр «Часы родного края» 

1. Расскажи, где находится?

Цель: знакомить детей с достопримечательностями, учить ориентироваться в родном агрогородке.

Ход игры: дети рассказывают о достопримечательностях, на которые указывают стрелки часов.

 

2. «Гости агрогородка»

Цель: воспитывать интерес к жизни родного агрогородка.

Материал: карточки с достопримечательностями агрогородка, кубик с цифрами, несколько машинок.

Ход игры: Воспитатель предлагает считалкой выбрать экскурсовода по агрогородку. Ребёнок-экскурсовод бросает кубик, выпавшую цифру на кубике ищет на часах. Задача ребёнка - рассказать о том месте, которое изображёно на карточке, расположенной рядом с выпавшей цифрой, как можно интереснее, доступнее. «Экскурсовод» выбирает "транспорт" и с "гостями" города отправляется на экскурсию. 

3. «Найди недостающие»

Цель: Развивать знания о достопримечательных и значимых местах агрогородка.

Материал: Игровое поле с изображением разнообразных мест агрогородка, и карточки с изображением не достающих мест, а также с изображением мест других населенных пунктов.

Ход игры: Выбирается 2-3 ребенка. Перед детьми лежат поля с изображением различных мест агрогородка, дети называют и описывают места, которые изображены, и добавляют в пустое окошко, карточку с изображением недостающего места, выбирая правильное изображение из предложенных карточек. 

4. «Угадай изделие»

Цель: закрепить знания названий изделий белорусских народных ремесленников, их использовании.

Ход игры: по силуэту определить, какое изделие народных ремесленников расположено на часах, заменить на картинку, рассказать, как называется вещь и где она используется.

 

5. «Кто такой?»

Цель: закреплять знания детей о животных района, воспитывать у детей понимание неповторимости каждого животного, необходимости их защищать.

Материал и оборудование: карточки с изображением животных, которых можно встретить в Браславском районе, а так же нельзя встретить.

Ход игры:

1 вариант.

Педагог загадывает загадку о животном, дети отгадывают, находят изображение и располагают его на циферблате.

2 вариант.

Педагог называет название животного, дети из предложенного ряда карточек выбирают нужную, располагают на циферблате.

 

6. «Узнаем край родной»

Цель: уточнить и расширить представления воспитанников о растительном и животном мире родного края.

Материал: комплекта картинок: животные, деревья, птицы, цветы.

Ход игры: Отбирать и расставлять на часы только те карточки, которые соответствуют выполнению задания. Рассказывать об особенностях среды обитания животных, птиц, о месте произрастания деревьев, цветов.

 

7. «С какого дерева листок»

Цель игры: закрепить названия деревьев родного края.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть листья с разных деревьев, подобрать и прикрепить к расположенным на циферблате соответствующим деревьям.

 

8. «Птицы рядом с нами»

Цель игры: формировать обобщённое представление у детей о зимующих и перелётных птицах: повадках, внешнем виде, питании, месте обитания.

Варианты игры:

1. «Найди перелётных и зимующих птиц». Детям предлагается найти перелётных птиц и зимующих на циферблате.

2. «Отгадай и назови». Педагог загадывает загадку, ребёнок должен отгадать и найти птицу, указать на нее стрелкой.

3. «Найди по описанию». Педагог даёт описание птицы: внешний вид, особенности образа жизни, некоторые повадки и т. д. Ребёнок отгадывает и находит птицу, указывает стрелкой.

4. «Найди, кого назову». Необходимо найти птицу по названию.

5. «Найди, о ком расскажу». Педагог подбирает заранее произведения художественной литературы: стихи, рассказы, сказки. После прочтения, дети отгадывают и находят птицу.

6. «Опиши, а мы отгадаем». Ребёнок старшей группы может описать птицу или назвать несколько отличительных признаков, не говоря название птицы. Дети отгадывают.

7. «Кого не стало?» Воспитатель предлагает детям посмотреть на птиц, а потом закрыть глаза. В это время педагог закрывает одну птицу. Дети по памяти называют, какой птицы не стало.

8. «Расскажи, чем питается». Педагог указывает на птицу, ребёнок находит и рассказывает, чем она питается.

 

 

 

 

9. «Зеленая аптека»

Цель игры: закрепить названия лекарственных растений, которые можно встретить в районе агрогородка, познакомиться с их полезными свойствами.

Ход игры: На циферблате расположены лекарственные растения, растущие в районе агрогородка. Детям необходимо подобрать и прикрепить картинки (порезанный палец, мальчик с перевязанным горлом, мальчик с градусником под мышкой, кружка с чаем, салат из одуванчиков, щи из крапивы, пузырек с облепиховым маслом), объяснить свой выбор (подорожник прикладывают к ранке, из крапивы варят витаминные щи, отваром шалфея и ромашки полощут горло при ангине, из одуванчика делают полезный салат, из мяты заваривают ароматный снотворный чай, из облепихи делают масло для смазывания ссадин, отвар цветков липы принимают при простуде).

 

10. «Найди и исправь ошибку»

Цель: уточнить и расширить представления воспитанников о растительном и животном мире родного края.

Материал: комплекта картинок: животные, деревья, птицы, цветы.

Ход игры:Воспитатель заранее расставляет картинки, намеренно допуская ошибки. Задание: исправить ошибки, аргументировано объясняя свой ответ.

 

11. «Достопримечательности агрогородка»

Цель: Закрепить знания детей о достопримечательностях  агрогородка.

Материал: фотографии исторических мест и зданий города и других городов.

Ход игры:

1вариант: Детям предлагается рассмотреть и выбрать иллюстрации с достопримечательностями своего агрогородка.

2 вариант: Ребенок выбирает иллюстрацию с достопримечательностью города и, не показывая ее другим игрокам, начинает описывать ее. По описанию игроки должны отгадать примечательное место агрогородка.

 

 

 

 

 

 

12. «Найди пару»

Цель: закреплять умение устанавливать отношения между объектами и людьми, работающими на этих объектах; развивать умение анализировать свой ответ.

Материал: карточки с изображением наиболее значимых учреждений агрогородка и карточки с изображением людей разных профессий, работающих в этих учреждениях.

Ход игры: Карточки с изображением учреждений агрогородка расположены на циферблате, другие – на столе. Дети берут по одной карточке с изображением людей, располагают на часах рядом с учреждением, где можно встретить человека выбранной профессии.

 

 

Приложение 3

 

Маршруты выходного дня

 

Маршрут выходного дня №1

«Памятные места нашего агрогородка»

«Памятник в память о погибших во время Великой Отечественной войны»

 

 

Возраст детей: 4-6 лет

Вид маршрута: пеший

Где находится: Браславский район, аг. Опса, ул.Пионерская

 

Немного истории

В память о погибших в годы войны установили в 1970-х годах в Опсе памятник, который в народе прозвали «Алеша».

Раньше он находился на пересечении дорог, рядом с трассой республиканского значения.

Но так получилось, что во время переноса в 2005 году «Алеша» практически полностью был разрушен.

Новый мемориал было решено создать  к 75-летнему юбилею Победы. Творцами нового «Алеши» выступили скульпторы Андрей Судник и Александр Финский. Им удалось практически невозможное: всего за полгода изготовили и установили новый мемориал.

Скульпторы решили оставить штык. Он органично вписался в композицию. Теперь, можно сказать, Опса вновь обрела душу.

 

Рекомендации для родителей

- перед экскурсией необходимо напомнить ребенку правила дорожного движения для пешеходов, правила поведения на территории, где установлен памятник.

- спросите у ребенка «Что ты знаешь о Великой Отечественной войне?»

- рассмотрите с ребенком памятник, познакомьте с историей его создания

- предложите ребенку разучить стихотворение М.Гутника «Ніколі не забудзем»

Была вайна. Прайшлі гады.

Нас не было яшчэ тады.

Дзяды змагаліся ў  той час

За мірнае жыццё для нас,

Каб мы шчаслівымі былі.

Хай буддзе мір на на ўсёй зямлі!

 

- проведите с детьми беседу о Победе, ветеранах Великой Отечественной войны.

- проведите минуту молчания, рассказать детям об этом ритуале в память о каком-либо трагическом событии и погибших в нем людях.

-прочитайте детям художественные произведения об Великой Отечественной войне К.Паустовского «Волшебное колечко», Л.Воронковой «Девочка из горрода».

- предложите ребенку после прогулки вместе нарисовать сюжет на тему Великой Отечественной войны.

 

 

Маршрут выходного дня №2

«История родного края» 

 

Цель:

- Привлечь родителей к совместной активной деятельности, в вопросах патриотического воспитания.

- Развивать физические качества и способствовать оздоровлению детей во время туристического похода, развивать ловкость, выносливость.

- Создать атмосферу дружелюбия, повысить эмоциональный настрой.

Возраст детей:3-6 лет

Участники проекта: дети, родители.

Возьмите с собой: питьевую воду, фотоаппарат или мобильный телефон, путеводитель по маршруту.

Где находится: Браславский район, аг. Опса, ул.Молодежная

 

Рекомендации для родителей:

  1. При движении по тротуару:

- придерживайтесь правой стороны тротуара;

- не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;

  1. Готовясь перейти дорогу:

- остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;

- привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;

- подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;

- учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;

- не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортного средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;

- неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

  1. При переходе проезжей части:

- переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии зебре, иначе ребенок привыкнет переходить где придется;

- не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;

- не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто-, мото- транспортными средствами;

- не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;

- не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг;

  1. При движении автомобиля:

- приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом;

- не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло;

- не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ!!!

Все взрослые являются примером для детей! Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей. Переходите улицу в точном соответствии с правилами.

Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах!

 

Содержание беседы с ребёнком по ходу движения по маршруту.

Двигаясь в направлении усадьбы, обратите внимание на памятник паровозу, который напоминает о том, что некогда через этот населенный пункт проходила узкоколейная железная дорога, на здание Опсовской средней школы, небольшой пейзажный парк, который украшают группы деревьев, поляны, аллеи, арочный мост из тесаного камня.

Спросите у ребёнка:

- Как называется улица, по которой мы идем или едем?

- Назови деревья, которые растут вдоль дороги?

- Как называется часть улицы, по которой двигаются пешеходы, транспорт?

Загадайте загадки:

Черный дом по рельсам мчится,

Только пар над ним клубится. (паровоз)

Большой, просторный, светлый дом.

Ребят хороших много в нём.

Красиво пишут и читают

Рисуют дети и считают. (школа)

Речку украшает,

Берега соединяет

В строительстве прост

Да это же…(мост)

 

Расскажите ребенку, что усадьба заложена в 1904 г. на восточном берегу оз. Опса владельцем имения графом Феликсом Броэль-Плятером. Здание дворца строилось по проекту архитектора Телешинского из Паневежиса. Но усадьба так и не была до конца достроена, т. к. Плятеры жили в своей основной резиденции в Бельмонтах. После 1-й мировой войны усадьбы были опустошены, и Феликс Плятер передал Опсовскую усадьбу государству под земледельческую школу, которая действовала с 1927 года по 1939 год. Юноши обучались в ней научным методам ведения сельского хозяйства. На стажировку приезжали преподаватели из других школ, делегации из Вильнюса, Варшавы. После войны комплекс был отдан школе-интернатудля детей-сирот. После переезда школы-интерната в специально построенное здание усадьба пришла в запустение.

В 1981 году в усадьбе снимался художественнй фильм «Затишье» по мотивам произведений И. Тургенева. Посмотрев фильм можно увидеть дворец Плятеров, каскадную лестницу, спускающуюся к живописному озеру.

 

Прочитайте или выучите стихотворение.

Дворецкая Т.Н. «Дворец»

 

Стоит надёжно, стойко

Древняя постройка.

Каменные своды

Защитят от непогоды.

Каменные стены

Насколько высоченные

Вот уж несколько веков

Оберегают от врагов.

 

Поиграйте в игру «Эхо»

Цель: научить регулировать громкость голоса.

Ход игры: родитель читает детям стихотворение Е. Стеквашовой «Эхо»:

Поселилось в доме эхо.

Под чердачным потолком,

То зальется звонким смехом,

То грохочет, словно гром.

Эхо делает, что хочет,

Жутким голосом поет.

Нет покоя даже ночью,

Запугало весь народ.

Мы прогнать его решили.

И полезли на чердак,

Оказалось, эхом были.

Два прожорливых кота.

Не щадя чужих ушей,

Шла охота на мышей,

И коты, наевшись скоро,

Дружно запевали хором.

Предлагает детям поиграть – побыть эхом, один из участников громко называет любое слово, стоящий рядом повторяет, но немного тише, следующий еще тише и т.д. Как только слово совсем замолкает, следующий называет новое слово и игра продолжается.

 

Можно сделать несколько фото на память о выходном дне.

При возвращении домой предложите ребенку вместе нарисовать, слепить или сделать аппликацию увиденного на прогулке.

Фотографии оформите на память в семейный альбом.

 

 

 

Маршрут выходного дня №3

«Самые красивые места нашего агрогородка. Памятник паровозу»

 

Возраст детей: 4-6 лет

Вид маршрута: пеший

Где находится: Браславский район, а.г. Опса, ул. Советская

 

Немного истории

Памятник паровозу в Опсе напоминает о том, что некогда через этот населенный пункт проходила узкоколейная железная дорога. Движение по ней прекратилось в 1939 году, впоследствии рельсы разобрали, а на том месте, где они находились, осталась только насыпь. В 2018 году на нее установили копию паровоза Т4-154/Wp29, который в первой половине ХХ века ходил по линии Друя-Дукшты.

Рекомендации для родителей

- перед экскурсией необходимо напомнить ребенку правила дорожного движения для пешеходов, правила поведения на территории, где установлен памятник.

- спросите у ребенка «Что такое памятник? Для чего их возводят» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить»). Строят их в честь какого-либо героя или важного события, чтобы люди помнили.

- рассмотрите с ребенком памятник, познакомьте с историей его создания

- предложите ребенку разучить стихотворение Т. Второвой «Паровоз»

       Под веселый стук колес

       Мчит по рельсам паровоз:

       Дым пуская на лету,

        Паровоз гудит: ту-ту!

 

поиграть в подвижную игру «Паровозик».

- обратите внимание на живописный пруд с кувшинками.

- поиграйте во время посещения в игру «Назови как можно больше предметов». Предложите ребенку посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые его окружают (назвать только те, что находятся в поле их зрения). Следите, чтобы ребенок правильно и четко произносил слова, и слова не повторялись.

- предложите ребенку после прогулки вместе нарисовать один из объектов прогулки, побеседовать о наиболее ярком впечатлении от прогулки.

 

 

 

 

Приложение 4

 

Материалы для мониторинга и анализа результатов проекта

 

Вопросы мониторинга

освоения детьми знаний об улицах родного агрогородка

 

  1. Как называется наш агрогородок?
  2. Назови улицу, на которой ты живёшь.
  3. Как называется улица, на которой расположен наш детский сад?
  4. Какие названия улиц нашего агрогородка ты знаешь?
  5. Как улицы получили своё название?
  6. Как называется центральная улица нашего агрогородка?
  7. Какие достопримечательности  есть в нашем агрогородке? На каких улицах они располагаются?
  8. Кто поддерживает чистоту на улицах нашего агрогородка?
  9. Как можно сделать наш агрогородок красивым? Что для этого можете сделать вы?

 

Вопросы мониторинга

освоения детьми знаний об участии наших земляков в Великой Отечественной войне

  1. Когда празднуется День Победы?
  2. С кем воевал наш народ в годы Великой отечественной войны?
  3. Какие военные профессии вы знаете?
  4. Какую боевую технику вы знаете?
  5. Участвовали ли жители агрогородка в Великой Отечественной войне?
  6. Чем награждают Героев войны?
  7. Есть ли в нашем агрогородке памятники погибшим воинам? Какие? Где?
  8. Как женщины, дети и старики помогали фронту в годы войны?
  9. Помнят ли живущие сегодня о людях, отдавших жизнь за Родину в годы войны?

 

Вопросы мониторинга

освоения детьми знаний о природе родного агрогородка

1. Какие природные зоны есть в нашем агрогородке и районе?

2. Назови животных леса.

3. Назови деревья, которые можно встретить в нашем агрогородке и его окрестностях.

4. Назови птиц, живущих в нашей местности.

5. Назови растения, произрастающие на территории нашего района ?

6. Как люди заботятся о животных?

7. Как люди заботятся о птицах?

8. Как взрослые проявляют заботу о деревьях и растениях?

Анкета для родителей «Краеведческое воспитание в семье и учреждении дошкольного образования»

Уважаемые родители! Предлагаем ответить вам на следующие вопросы:

1. Какой смысл вы вкладываете в понятие «краеведческое воспитание»? Считаете ли вы необходимым и возможным начинать краеведческое воспитание с дошкольного детства? Почему?___________________________________________

2. Достаточно ли хорошо вы знаете культурно-историческое наследие агрогородка, района? _________________________________________________________________

3. Какими способами вы повышаете уровень компетенции ребенка в вопросах культуры и истории родного агрогородка, района?

_________________________________________________________________

4. Считаете ли вы необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре малой родины? Какие пути в решении этой проблемы вы могли бы предложить?______________________________________________________

5. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного агрогородка, района?____________________________________________________________

6. Знаете ли вы, что и как рассказывать ребенку о родном агрогородке?    

_________________________________________________________________

7. Какую литературу, на ваш взгляд, можно использовать при ознакомлении детей с родным агрогородком и его историей? Назовите известные источники.

_________________________________________________________________

8. Как вы думаете, что могут и должны сделать родители по краеведческому воспитанию ребенка?

_________________________________________________________________